Казалось бы, яркий пример, противоречащий этой тенденции, - компания Google, не побоявшаяся сделать IPO и получившая трехкратный рост акций. Но Google слишком специфическая компания, чтобы на ее примере делать выводы о рынке в целом. Большинство аналитиков уверены, что на рынке сейчас торгуется не Google, а миф о Google. Результаты деятельности компании далеко не так впечатляющи, как рост ее акций после IPO. Капитализация Google превысила капитализацию Time Warner, но продажи Google в 10 раз ниже. В одном из самых дорогих городов Силиконовой долины - Атертоне - сейчас практически нет доступных домов, а цены сильно превышают средние по Долине. Причина? У сотрудников Google (а головной офис Google находится по соседству) подошел срок погашения первых опционов, и на банковские счета посыпались миллионы. Для Google резкое обогащение "гуглеров", однако, стало выходить боком: решив материальные проблемы, многие сотрудники стали терять стимул к труду. Из Google за прошедший год ушел вице-президент и немало рядовых сотрудников. Последней потерей стал знаменитый повар Grateful Dead - роскошной бесплатной кормежке в Гуглплексе приходит конец. Повар тоже имел опционы.
Опционы, впрочем, имеют все шансы уйти в прошлое. После "бухгалтерских скандалов", в ходе которых выяснилось также, что благодаря опционам топ-менеджеры зарабатывали миллионы, в то время как управляемые ими компании уходили в штопор, Вашингтон решил исправить положение. На самых высоких уровнях стали активно обсуждать требование считать опционы расходами и в качестве таковых списывать их стоимость на убыток. Даже для публичных компаний такое положение бессмысленно: опцион - чистая возможность, как же быть с теми из них, которые не исполняются до момента погашения? А как должна быть отражена переоценка опционов сотрудников - тоже не редкое событие на падающем фондовом рынке? А как исчислить цену опциона, по какой из возможных моделей (ни одна из которых к тому же не совершенна)? Наконец, цена есть только у опционов публичных компаний, акции которых обращаются на открытом рынке, для частных же компаний (подавляющее большинство технологических фирм - частные) цена опциона просто не определена. Законодатели все эти пробелы, очевидные для любого инвестора-практика, проигнорировали. Однако, как бы бездарно ни была организована эта кампания, свою роль она сыграла: технологические фирмы стали осторожничать и избегать опционов. Стартапы, где опционы издавна служили для материального стимулирования, стали искать иные возможности - юридические конторы Силиконовой долины последние полгода постоянно проводят конференции по альтернативным схемам поощрения. Последней модой стали "условные гранты акциями". Все это, конечно, не делает жизнь легче.
Лучше меньше, да лучше
Пример Juniper Networks, потратившей полмиллиарда на скупку компаний, конечно впечатляет, но, если верить исследованию крупной юридической фирмы Fenwick & West, размер инвестиций сейчас имеет далеко не то значение, что раньше. Fenwick & West в своем обзоре особое внимание уделила деталям инвестиционных контрактов. Обнаружились интересные вещи. Стартапы сейчас получают деньги на гораздо более жестких условиях, чем раньше. Средняя цена стартапа на момент получения первых венчурных денег составляет от 3 млн до 7 млн долларов (и это в Силиконовой долине, где исторически все подороже, чем в других частях США и в Европе). Но стартап при этом стабильно получает примерно столько же инвестиционных денег - то есть взнос инвестора примерно приравнивается к взносу предпринимателя. По-видимому, выбора у предпринимателя сейчас нет - хочешь не хочешь, а бери половину на половину, меньше не предложат, больше не дадут. В результате, однако, у основателей компании оказывается не 50%, а вдвое меньше, поскольку 20-25% обычно откладывается на материальное стимулирование сотрудников. В прежние времена такие результаты достигались только после трех-четырех раундов инвестиций, хотя часть акций для материального стимулирования и может вернуться назад к основателям уже на общих условиях с другими сотрудниками.
Зато есть и хорошие новости для стартапов - инвесторы перестали прописывать экзотические условия. Еще несколько лет назад нередки были невероятных размеров "ликвидационные преференции" - положения, по которым в момент обращения компании в наличные деньги инвесторы получали гарантированный доход на свои инвестиции. Преференции выставлялись с фактором 3-5, то есть, если инвестор вкладывал в компанию десять миллионов под 50% акций, а компания продавалась за пятьдесят, он забирал себе все деньги, а миноритарии законно оставались с носом. Сейчас ликвидационные преференции сузились: инвесторы хотят получить назад только вложенную сумму, а весь чистый прибыток будет честно поделен между ними и другими акционерами. Перестраховка за счет предпринимателя ушла в прошлое - это верный признак восстановления после кризиса.