Четверг, 17-Авг-2017, 21:07
Приветствую Вас Интересующийся
 
Главная страница Кто мы - наша миссияРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Психология успеха [19]
Психология - общие вопросы [5]
Психология NLP [6]
Для высшего общества [4]
Очевидное и невероятное. Опасно для вашего мировоззрения;)
Психология - телеска [1]
Карьера [4]
Ключевые проблемы при построении карьеры в основном одинаковы. Знать и обходить острые углы - почему бы и нет?
Отношения М и Ж [6]
Любовь, соблазнение, знакомство, брак, секс, ревность и т.д.
Финансы [3]
Маркетинг, реклама, PR, социология [17]
Наш опрос
Над чем бы Вам хотелось поработать (подробности на форуме):

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 54
Начало » Статьи » Карьера

Принципы работы руководителя высшего звена
Принципы работы руководителя высшего звена
02 октября 2006

Автор: Раис Ахметович Фатхутдинов, доктор экономических наук, профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

Принцип — основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору, рабочему) — еще проще.

Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т. д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

При формировании структуры и содержания принципов управления мы будем исходить из посылок:
1. комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
2. ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
3. дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.
Ниже приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.

Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
1. Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой:
- воспроизводства системы жизнеобеспечения;
- правовой регламентации управления;
- социальной ориентации развития экономики;
- научной обоснованности системы управления;
- системности управления;
- ориентации экономики на инновационный путь развития;
- сохранения собственных сырьевых ресурсов;
- ранжирования объектов управления по их важности;
- единства теории и практики управления;
- сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
- рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;
- организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность за результаты работы и др.);
- рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);
- обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т. д.)

2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю. Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:
- общая подготовка;
- экономико-правовая подготовка;
- профессиональная подготовка в области менеджмента;
- умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
- умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
- умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;
- практический опыт и навыки.

3. Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления относятся:
- методы принуждения;
- методы побуждения;
- методы убеждения.
По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов — 4:4:2.

4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов. Стандартная структура системы менеджмента 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы).
Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.

5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Оптимальная структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:
- 40% времени — стратегическим задачам;
- 25% — тактическим;
- 35% — оперативным.

6. Применение к управлению (менеджменту) научных подходов. Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять научные подходы системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др.

7. Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя). Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.

8. Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и выявления его возможностей по развитию предприятия и личности.

9. Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:
- поощрять открыто;
- наказывать конфиденциально;
- награждать перспективные решения, а не сиюминутные;
- награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
- награждать творческую работу, а не слепое подчинение;
- награждать за качество работы, а не за объем;
- награждать упрощения, а не бесполезные усложнения;
- награждать за качество, а не быструю работу;
- награждать за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

10. Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника.

11. Корпоративный дух (А. Файоль). Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастеев). Основные принципы НОТ:
- всегда будь активен, инициативен, энергичен;
- работай по расписанию, плану;
- в помещении разговаривай мало и негромко;
- не кури в рабочем помещении;
- определенное место для каждого и каждый на своем месте;
- экономь время;
- никогда не раздражайся;
- будь дисциплинирован;
- ясно представляй цель, задачи;
- будь кратким;
- имей чувство юмора;
- не стыдись элегантности;
- на рабочем месте ничего лишнего;
- умей преодолевать трудности;
- не бойся экспериментировать;
- цени чужое мнение;
- хорошее настроение сохраняет здоровье.

13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: задачи «А» — очень важные и срочные — выполнять немедленно, задачи «В» — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнять, задачи «С» — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным.

14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:
- совершенствование товара должно быть постоянным;
- постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
- создайте систему подготовки кадров;
- уничтожайте разобщенность подразделении друг от друга по производственному циклу;
- прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;
- устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
- создайте условия для самосовершенствования каждого работника;
- создайте систему успешного руководства, а не надзора;
- ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.

15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного МПК:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных;
- информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень сопереживания;
- высокая степень ответственности.

16. Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления.

17. Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:
- первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
- примерно через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;
- рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
- обеденный перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч после начала работы;
- за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
- за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи.

18. Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.

***

Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.

Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:
--> исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен контролировать не процесс, а результат;
--> инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);
--> честность, порядочность;
--> стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.

Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.

Источник: http://"Элитатиум"

Категория: Карьера | Добавил: Магистр (02-Окт-2006) | Автор: Раис Ахметович Фатхутдинов
Просмотров: 4296 | Комментарии: 3

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика



Copyright MyCorp © 2006