Вторник, 25-Июл-2017, 20:45
Приветствую Вас Интересующийся
 
Главная страница Кто мы - наша миссияРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Психология успеха [19]
Психология - общие вопросы [5]
Психология NLP [6]
Для высшего общества [4]
Очевидное и невероятное. Опасно для вашего мировоззрения;)
Психология - телеска [1]
Карьера [4]
Ключевые проблемы при построении карьеры в основном одинаковы. Знать и обходить острые углы - почему бы и нет?
Отношения М и Ж [6]
Любовь, соблазнение, знакомство, брак, секс, ревность и т.д.
Финансы [3]
Маркетинг, реклама, PR, социология [17]
Наш опрос
Над чем бы Вам хотелось поработать (подробности на форуме):

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 54
Начало » Статьи » Психология NLP

Пресуппозиции НЛП
В НЛП выделяется два значимых типа пресуппозиций: лингвистические пресуппозиции и пресуппозиции эпистемиологические.

Лингвистические Пресуппозиции

Лингвистические Предположения имеют место, когда некоторая информация или связь должна быть принята как истина, чтобы специфическое утверждение имело смысл. Например, чтобы понять утверждение "Как только Вы прекратите срывать наши терапевтические усилия, мы сможем добиться большего прогресса" нужно принять, что человек, к которому направлено утверждение, был "пойман за руку" при попытке сорвать терапевтические усилия. Утверждение также предполагает, что имеются некоторые предпринимаемые терапевтические усилия и что удалось добиться по крайней мере некоторого прогресса. Аналогично утверждение "Так как они не оставили нам никаких других альтернатив, мы должны обратиться к насилию" пресуппозирует, что никаких альтернатив, фактически, не существует и что "они" являются теми, кто определяют, имеются ли варианты или нет.

Лингвистические пресуппозиции обычно исследуются или оспариваются в NLP вопросом: "Как именно Вы узнали об этом?"

Истинные лингвистические пресуппозиции отличаются от предположений и выводов. Лингвистическая пресуппозиция - то, что установлено непосредственно в теле утверждения; то, что должно быть "предположено" или принято для того, чтобы предложение или высказывание имело смысл. К примеру, в вопросе "Вы перестали регулярно выполнять упражнения?" использование слов "перестали" подразумевает, что ранее слушатель уже регулярно делал упражнения. Вопрос "Вы делаете упражнения регулярно?" не имеет такой пресуппозиции.

Выводы типа "говорящий считает, что упражнение важно" или "говорящий незнаком с привычками выполнения упражнений у слушателя" не предполагаются вопросами. Это предположения и выводы, которые мы могли бы сделать относительно вопроса - но они не пресуппозируются самим вопросом.

Рассмотрим следующие два утверждения:

Власти не разрешили демонстрантам проход по улицам, потому что они опасались насилия.

Власти не разрешили демонстрантам проход по улицам, потому что они одобряли насилие.

Два утверждения имеют точно одинаковую структуру - за исключением слов "опасались" и "одобряли". В зависимости от того, какое слово используется, мы понимаем, что термин "они" относится или к "властям", или к "демонстрантам". Мы более склонны думать, что это власти, кто боятся насилия, и демонстранты, кто его одобряет; но это не предполагается непосредственно в утверждении. Это принято нами как слушателями. Оба предложения пресуппозируют, что имелись демонстранты, которые планировали марш по улицам, но это - все. На основании обоих приведенных выше утверждениях можно сделать вывод, что "демонстранты и власти были не одной и той же группой людей". Выводы имеют отношение к логическим заключениям, которые являются основанными на информации, обнаруженной в утверждении. Пресуппозиции, предположения и выводы - все отражают убеждения и ценности, но различными способами.

В Структуре Магии I (1975) основатели NLP Бэндлер и Гриндер идентифицируют двадцать девять различных форм лингвистических пресуппозиций.

Эпистемиологические Пресуппозиции

Эпистемиологические пресуппозиции есть глубинные, часто несформулированные убеждения, которые формируют основу специфической системы знания. Как основа эпистемологии, они должны "пресуппозироваться", и не могут быть доказаны. Фактически, это фундаментальные допущения, на которых основаны все другие гносеологические понятия, концепции и идеи. К примеру, Евклид сформулировал всю свою геометрию на понятии "точки". Точка определена как "объект, который имеет позицию и не имеет других свойств - не имеет размера, массы, цвета и формы. Конечно, невозможно доказать, что точка действительно не имеет размера, массы, цвета и т.д. Однако, если Вы принимаете эту пресуппозицию, наряду с некоторыми другими, Вы можете сформулировать целую систему геометрии ("прямая есть самое короткое расстояние между двумя точками", "прямоугольник" является четырьмя линиями, соединенными вместе в равных углах" и т.д.).Выводы этой системы могут затем быть "доказаны" относительно фундаментальных, но недоказуемых концепций. Важно понять, что не обязательно принимать пресуппозиции Евклида относительно "точки", чтобы создать геометрию. Имеются другие геометрии, основанные на других пресуппозициях. Например, MIT математик Seymour Pappert (1980) сформировал свою очаровательную "Геометрию Черепахи" для детей, в которой понятие "Черепаха" замещает понятие "точка"; "Черепаха" в ней является объектом, который имеет позицию и направление.

Базовые пресуппозиции NLP формируют эпистемиологическую основу, на который построена методология и технология NLP. Они подобны фундаментальным понятиям и концепциям геометрии Евклида. И, подобно понятию "точки" у Евклида, базовые пресуппозиции NLP не могут быть "доказаны" любым объективным способом. Вы не можете объективно "доказать", например, что за специфическим поведением действительно стоит "позитивное намерение"; именно поэтому это рассматривается как "пресуппозиция". Аналогично, нельзя "доказать", что "карта - это не территория" и что "не существует единственной правильной карты мира". Это все - часть эпистемиологической основы NLP; базовые убеждения, на которых основана остальная часть модели.

Таким образом, принятие пресуппозиций о том, что "карта - это не территория" или что "за каждым поведением стоит позитивное намерение" является в конечном счете актом веры. Если мы принимаем эти пресуппозиции, то затем мы найдем или создадим их в нашем опыте, скорее чем сможем доказать, что они "истинны".

Подобно многим другим аспектам NLP, базовые пресупозиции были синтезированы из многих различных областей: общая семантика, трансформационная грамматика, теория систем, кибернетика, прагматизм, феноменология и логический позитивизм. Базовые эпистемиологические пресуппозиции NLP в итоге могут быть сформулированы следующим образом:

1.Карта - Это Не Территория. Как человеческие существа, мы никогда не сможем узнать объективную реальность. Мы можем знать только наше восприятие реальности. Мы воспринимаем окружающий мир и отвечаем на него прежде всего через наши сенсорные репрезентативные системы. Не объективная реальность, а наши собственные "нейро - лингвистические" карты реальности определяют наше поведение, а также тот смысл, который мы вкладываем в это поведение. На самом деле не реальность ограничивает или воодушевляет нас, а только наша карта реальности.

2. Жизнь и "Мышление" являются Системными Процессами. Процессы, которые происходят внутри человека и между человеком и средой являются системными. Наши тела, наши сообщества, и наша вселенная формируют экологию из сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и взаимно влияют на друг друга. Не возможно полностью изолировать какую - либо часть системы всей остальной системы. Такие системы основаны на определенных принципах самоорганизации и стремятся прийти в оптимальное состояние равновесия - гомеостаза.

3. На определенном уровне за любым поведением стоит "позитивное намерение". То есть любое поведение соответствовало первоначальному контексту или воспринималось так с точки зрения того человека, которому принадлежало это поведение. Люди делают самые лучшие выборы из доступных им на данный момент вариантов и возможностей, имеющихся в наличии в их модели мира. Любое поведение независимо от того, каким бы злым, идиотским или причудливым оно не казалось, есть самый лучший выбор, доступный данному человеку в данный момент.

4. Закон Необходимого Разнообразия. В теории систем существует принцип, называемый Законом Необходимого Разнообразия, который говорит, что для того, чтобы успешно адаптироваться и выживать, член системы нуждается в некотором минимальном количестве гибкости. Это количество гибкости должно быть пропорционально разнообразию в остальной части системы. Одно из применений Закона Необходимого Разнообразия состоит в том, что если Вы хотите добиться специфической цели, то Вы должны увеличить число операций, которые потенциально могли бы привести Вас туда, в соответствии со степенью разнообразия в системе. Важнее изучить разнообразие операций, потенциально ведущих к цели, чем просто повторять одну и ту же _ даже если это приводило к генеративным результатам в прошлом. Поскольку то окружение и среда, в которых мы действуем, изменяются, то одно и то же действие не всегда будет достигать одного и того же результата. Если Вы хотите последовательно достигать вашей цели, Вы должны изменять операции, которые Вы используете, чтобы добиться этого. Если Вы всегда используете одно и то же действие, Вы будете достигать меняющихся результатов. Так, если система становится более сложной, требуется большее количество гибкости. Другое значение Закона Необходимого Разнообразия - то, что часть системы с наибольшей гибкостью будет катализирующим элементом системы - подобно королеве в игре в шахматы.

Все модели и методы NLP основаны на комбинации из этих четырех принципов. Они формируют фундамент, на котором построено NLP. Согласно этим пресуппозициям мудрость, этика и экология не зависят от обладания единственной "правильный" или "корректной" картой мира - поскольку люди не способны создать такую карту. Скорее, цель состоит в создании самой богатой из возможных карт, учитывающей системный характер и экологию нас самих и того мира, в котором мы живем.

Чтобы испытать действие различных эпистемиологических пресуппозиций, попробуйте следующее упражнение:

1. Найдите в вашей собственной жизни такой опыт, в котором Вы конгруэнтно действовали, исходя из каждой из этих пресуппозиций.

2. Полностью ассоциируйтесь в состояние, связанное с опытом каждой пресуппозиции. Обратите внимание на осанку и физиологию вашего тела. На чем сосредоточено ваше внимание. Какое восприятие действительности является результатом этого состояния?

3. Выйдите из состояния, и затем подумайте о противоположности каждой из этих пресуппозиций:

Имеется одна единственная правильная карта мира, которая является территорией. Мы не являемся частями одной и той же системы. Вы отделены от системы, в которой Вы находитесь. Действительность происходит линейно и механически.

Вы не можете доверять никому, потому что люди в основном настроены негативно, или действуют беспорядочно без всякого намерения.

Имеется только один правильный способ что-то делать. Если кое-что сработало один раз, это будет работать всегда.

Вы не имеете способностей, в которых нуждаетесь. Вы есть то, что Вы делаете.

4. Действуйте "как будто" эти "анти - НЛП" пресуппозиции истинны. Обратите внимание на осанку и физиологию вашего тела, и на чем сосредоточено ваше внимание. Какое состояние и восприятие мира является результатом этих пресуппозиций?

5. Идите к позиции наблюдателя и сравните два состояния и две реальности. Что Вы находите наиболее "естественным" для Вас, и что легче поддерживать? Что кажется более "чужим" и более трудным в поддержании? Как Вы их отличаете? Чему Вы научились относительно самих себя, вашей культуры и вашей конгруэнтности с пресуппозициями НЛП?

6. Рассмотрите следующие убеждения:

а) Вы не можете управлять системой, но она предсказуема, и Вы можете подготовиться к тому, что может происходить.

б) В этой системе Вы можете получать то, что Вы хотите, если Вы действуете правильным образом.

в) Вы не можете получать то, что Вы хотите в этой системе независимо от того, что Вы делаете.

г) Каждый в этой системе существует только для себя, так что Вы должны защищать ваши собственные интересы.

д) Если Вы не получаете то, что Вы хотите, сразу же, то потом будет уже поздно.

Возьмите каждое убеждение и действуйте "как будто бы" оно истинно. Какие эпистемиологические пресуппозиции могли бы лежать в основе каждого убеждения?

Обзор ключевых пресуппозиций НЛП.

Базовые пресуппозиции NLP формируют эпистемиологическую основу, на которой построена остальная часть методологии и технологии НЛП. Пресуппозиции НЛП подобны основным концепциям геометрии Евклида. Они есть первичные идеи и допущения, из которых получено все остальное. Они формируют философию, стоящую за всеми моделями, отличительными особенностями и методами НЛП.

Подобно многим другим аспектам NLP, базовые пресуппозиции НЛП были синтезированы из ряда различных областей, включая общую семантику (Alfred Korzybski), трансформационную грамматику (Noam Chomsky), теорию систем (Gregory Bateson), кибернетику (W. Ross Ashby), прагматизм (William Джеймс), феноменологию (Edmund Husserl) и логический позитивизм (Bertrand Russel и Alfred North Whitehead).

Нижеследующее есть обзор базовых пресуппозиций NLP и их следствий.

Карта - Это не Территория.

1. Люди реагируют на свои собственные восприятия реальности.

2. Каждый человек обладает собственной индивидуальной картой мира. Никакая индивидуальная карта мира не является более "реальной" или "истинной", чем любая другая.

3. Смысл коммуникации с любым человеком заключается в том ответе, который она вызывает в этом человеке, независимо от намерения коммуникатора.

4. Самые "мудрые" и "содружественные" карты - это те, которые делают доступным самый большой и самый богатый набор выборов, а не те, которые являются наиболее "реальными" или "точными".

5. Люди уже имеют (или потенциально имеют) все ресурсы, которые им нужны для того, чтобы действовать эффективно.

6. Люди делают самые лучшие выборы из доступных им на данный момент вариантов и возможностей, доступных им в их модели мира. Любое поведение независимо от того, каким бы злым, идиотским или причудливым оно не казалось, есть самый лучший выбор, доступный данному человеку в данный момент - и если человеку будет дан более подходящий выбор (внутри их модели мира), то он (человек) более вероятно выберет его.

7. Изменение происходит при нахождении соответствующего ресурса или активизации потенциального ресурса для специфического контекста, обогащая карту мира человека.

Жизнь И "Мышление" Являются Системными Процессами.

1.Процессы, которые происходят внутри человека, а также между людьми и их средой, являются системными. Наши тела, наши общества и наша вселенная формируют экологию из систем и подсистем, все из которых взаимодействуют и взаимно влияют на друг друга.

2.Невозможно полностью изолировать какую - либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не влиять друг на друга. Взаимодействия между людьми формируют петли обратной связи - такой, что на человеке неизбежно отразятся результаты его взаимодействий с другими людьми.

3. Системы являются "саморганизующимися" и стремятся прийти в состояние равновесия и стабильности. Не существует поражений - существует только обратная связь.

4. Никакую реакция, опыт или поведение нельзя рассматривать отдельно от контекста, в котором она впервые появилась или от той реакции, которая была получена в ответ. Любое поведение, опыт или реакция может служить как ресурс или ограничение в зависимости от того, как это сочетается с остальной частью системы.

5. Не все взаимодействия в системе находятся на том же самом уровне. Что является позитивным на одном уровне, может быть негативно на другом. Полезно отделять поведение от "личности", чтобы выделить положительное намерение, функцию, убеждение - все то, что создает поведение от самого поведения.

6. На определенном уровне за любым поведением стоит "позитивное намерение". То есть любое поведение соответствовало первоначальному контексту или воспринималось так с точки зрения того человека, которому принадлежало это поведение. Намного легче и рациональнее ответить на намерение, чем на проявление проблемного поведения.

7. Контекст и окружение изменяются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Чтобы успешно адаптироваться и оставаться в живых, член системы нуждается в некотором минимальном количестве гибкости. Это количество гибкости должно быть пропорционально вариабельности в остальной части системы. Если система начинает усложняться, то требуется большее количество гибкости.

8. Если то, что Вы делаете, не приводит к ожидаемому Вами результату, Вы можете настойчиво изменять свое поведение до тех пор, пока не получите желаемый ответ.

Категория: Психология NLP | Добавил: Митька (30-Мар-2006) | Автор: Robert Dilts
Просмотров: 846

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика



Copyright MyCorp © 2006